К основному контенту

ДЖОРЖ ГЕРШВИН. Симфоджаз.

Rhapsody in Blue

«Rhapsody in Blue» (русские названия — Рапсодия в стиле блюз, Рапсодия в блюзовых тонах, Голубая рапсодия, Рапсодия в голубых тонах) для фортепиано с оркестром — одно из самых известных произведений американского композитора Джорджа Гершвина.
Джордж Гершвин / George Gershwin
Однажды Гершвин случайно прочитал в газете, что по заказу Уайтмена работает над джазовым концертом, хотя на самом деле даже не собирался писать подобное произведение. Решив, что это ошибка, он позвонил своему «шефу» и выяснил, что тот действительно внес еще несуществующее сочинение в программу предстоящего концерта, где авторитетные музыкальные критики на основе прослушанного должны были ответить на животрепещущий вопрос «что есть американская музыка?». Гершвину не оставалось ничего, кроме как согласиться.
Так родилась «Рапсодия в стиле блюз» («Rhapsody in Blue»), в названии которой обыгрываются два значения английского слова «Bluе» лирическая песня (блюз) и голубой цвет.
Композитор вспоминал о создании «Рапсодии»: «Внезапно мне пришла в голову идея. Так много болтали об ограниченности джаза, так неверно понимали его функцию. Принято считать, что джаз должен звучать в одном темпе и основываться только на танцевальных ритмах. Я решил, насколько возможно, разбить эту ошибочную концепцию одним ударом. Вдохновленный этой целью, я принялся писать с непривычной скоростью».
В день премьеры, 12 февраля 1924 года, в Иоулиэн-холле Нью-Йорка собрались певцы, пианисты из «Тин Пен Элли», звезды джаза и мюзикла, выдающиеся критики и академические композиторы среди которых Сергей Рахманинов и Игорь Стравинский. Программа концерта, объявленного «экспериментом в современной музыке», включала произведения множества авторов с использованием элементов джаза. Поначалу «эксперимент» явно не вызвал восторга у публики.
Некоторые слушатели уже начали покидать зал. Но вот за рояль сел Джордж Гершвин. Зазвучала «Рапсодия в блюзовых тонах» («Рапсодия в стиле блюз»). От прежней скуки не осталось и следа. Оркестранты играли, словно выворачивая себя наизнанку от эмоций, искренне, от души. Дирижер Пол Уайтмен не замечал, что по его щекам катятся слезы восторга. Гершвин играл на фортепиано неподражаемо. Отзвучали последние звуки «Рапсодии». Зал захлебнулся бурей оваций!
Критика единодушно приветствовала гениальный мелодический дар Гершвина, «оригинальное чувство гармонии» и «ритмическую изобретательность». Но самое главное достоинство сочинения заключалось в том, что впервые произошло органичное соединение состава оркестра, ассоциирующегося с произведениями Моцарта, Бетховена или Чайковского, и блюзового стиля. С легкой руки Уайтмена новое направление стали именовать симфоджазом.
Впоследствии «Рапсодия в стиле блюз» оказалась наиболее часто исполняемым во всем мире произведением, написанным американским композитором. И уже к ней были вполне применимы слова, сказанные дирижером и музыкальным критиком Уолтером Дамрошем о Концерте для фортепиано с оркестром Гершвина, созданном в 1925 году: «Многие композиторы ходили вокруг джаза, как коты вокруг тарелки с горячим супом, ожидая пока он остынет, чтобы насладиться им, не опасаясь обжечь языки, поскольку они привыкли к тепловатой, дистиллированной жидкости, приготовленной поварами классической школы. Леди Джаз, украшенная интригующими ритмами, шла танцующей походкой через весь мир, вплоть до эскимосов на Севере и полинезийцев на Южных островах. Но нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы ее как уважаемую гостью в высшее музыкальное общество. Джордж Гершвин совершил это чудо. Он — принц, который взял Золушку за руку и открыто провозгласил ее принцессой, вызывая удивление мира и бешенство ее завистливых сестер».
«Рапсодия в блюзовых тонах» стала визитной карточкой Гершвина. Ныне она с равным успехом исполняется музыкантами и академического и джазового направлений.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

5 класс НЕБЕСНОЕ И ЗЕМНОЕ В ЗВУКАХ И КРАСКАХ

НЕБЕСНОЕ И ЗЕМНОЕ В ЗВУКАХ И КРАСКАХ Образы разных искусств - живописи, архитектуры, музыки, литературы, - предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы. Церковное искусство обращается к возвышенному, небесному миру. Основной вид древнерусского церковного песнопения - ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ. (знамя=знак) Иконы, песнопения и молитвы - часть духовной культуры России. В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников создан вечный, чистый и благородный образ Матери Иисуса Христа -Марии. Преклонение людей перед Небесной Заступницей человечества объединяют произведения искусства, обращенные к Деве Марии.    Сергей Васильевич Рахманинов "Богородице Дево, радуйся" Франц Шуберт "Ave Maria"   Георгий Свиридов "Любовь святая"

5 класс Балет

Балет Бале́т  (фр.  ballet , от итал. ballare — танцевать) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Балет - это спектакль, где  объединены музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство. Компоненты балета- классический танец, характерный танец, пантомима. Пантомима - немая игра актеров состоящая из выразительных поз и жестов. Петр Ильич Чайковский (1840-1893) создатель русского классического балета. (Лебединое озеро, Спящая красавица, Щелкунчик) Балет "Щелкунчик" Балет-феерия в двух актах, трех картинах. Премьера: 6 декабря 1892 года. Вариация - сольный танец, рисует портрет героя. Па де де - дуэт, чередование совместного и сольного танцев. Дивертисмент - отдельный, не связанный с сюжетом танец, дополнение к действию. Кордебале́т  (фр. corps de ballet) — артисты балета, исполняющие массовые танцевальные номера; ансамбль из танцовщиков и танцовщиц, в балете, а т

5 КЛАСС Опера - былина "Садко"

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) ОПЕРА-БЫЛИНА «САДКО» Ария - Вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу, обычно в составе оперы, оперетты, оратории или кантаты. Ария Садко – «Ой, ты, темная дубравушка…» Песня Веденецкого гостя (купец из Италии, города Венеции) Песня Варяжского гостя (купец из Скандинавии) Песня Индийского гостя (купец из Индии) Песня Садко "Заиграйте мои гусельки" Колыбельная Волховы