К основному контенту

5 класс КАНТАТА АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ


Материалы для ознакомления.
Сергей Сергеевич Прокофьев
Кантата "Александр Невский"
Фрагменты






Кантата (итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.


В музыке «Александра Невского» воплотились лучшие черты творчества Прокофьева — универсальность стиля, способного с равной силой воплощать русские героические образы, проникновенную лирику, жесткие, механизированные образы захватчиков. Композитор сочетает живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами, близкими оперно-ораториальному стилю. Широта музыкальных обобщений не мешает зримой конкретности отдельных образов.
«Русь под игом монгольским» — короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Господствуют архаические попевки с диковатым «всхлипывающим» форшлагом, с широко разведенными унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали, огромных пространств. В былинной «Песне об Александре Невском» возникает главная тема России, ее непобедимости и величия («А и было дело на Неве реке»). В части «Крестоносцы во Пскове» впервые сталкиваются противоборствующие образы. Жесткой, с резкими созвучиями, грозно звучащей тяжелой медью, суровым аскетическим хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов противопоставлены скорбные напевы и трепетная эмоциональность звучания струнных, воплощающие народное горе. Боевой удалью и отвагой дышит основная мелодия хора «Вставайте, люди русские», рожденная русской народной песенностью. Центр кантаты — грандиозная картина «Ледового побоища». Живописное вступление рисует картину утреннего пейзажа на берегах Чудского озера. А далее, постепенно нарастая и ускоряясь, приближается неумолимой поступью страшная бесчеловечная сила. На упорно вдалбливаемом остинатном фоне звучит католический хорал из третьей части, доходящий до исступления. Им противопоставляются и молодецкая тема «Вставайте, люди русские», и глумливые скоморошьи наигрыши, и стремительный ритм скачки русских всадников. Батальный эпизод завершается почти зримой картиной катастрофы (крестоносцы проваливаются под лед). Шестая часть, — «Мертвое поле», — единственная в кантате сольная ария, которая имеет черты народного плача-причета. Она покоряет строгостью напева, глубиной и искренностью чувства. Победно-патриотический финал отличается яркой, праздничной оркестровкой, перезвоном колоколов, звучанием русских тем, появлявшихся ранее. Величественное звучание хора «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» завершает кантату.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

5 класс НЕБЕСНОЕ И ЗЕМНОЕ В ЗВУКАХ И КРАСКАХ

НЕБЕСНОЕ И ЗЕМНОЕ В ЗВУКАХ И КРАСКАХ Образы разных искусств - живописи, архитектуры, музыки, литературы, - предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы. Церковное искусство обращается к возвышенному, небесному миру. Основной вид древнерусского церковного песнопения - ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ. (знамя=знак) Иконы, песнопения и молитвы - часть духовной культуры России. В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников создан вечный, чистый и благородный образ Матери Иисуса Христа -Марии. Преклонение людей перед Небесной Заступницей человечества объединяют произведения искусства, обращенные к Деве Марии.    Сергей Васильевич Рахманинов "Богородице Дево, радуйся" Франц Шуберт "Ave Maria"   Георгий Свиридов "Любовь святая"

5 класс Балет

Балет Бале́т  (фр.  ballet , от итал. ballare — танцевать) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Балет - это спектакль, где  объединены музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство. Компоненты балета- классический танец, характерный танец, пантомима. Пантомима - немая игра актеров состоящая из выразительных поз и жестов. Петр Ильич Чайковский (1840-1893) создатель русского классического балета. (Лебединое озеро, Спящая красавица, Щелкунчик) Балет "Щелкунчик" Балет-феерия в двух актах, трех картинах. Премьера: 6 декабря 1892 года. Вариация - сольный танец, рисует портрет героя. Па де де - дуэт, чередование совместного и сольного танцев. Дивертисмент - отдельный, не связанный с сюжетом танец, дополнение к действию. Кордебале́т  (фр. corps de ballet) — артисты балета, исполняющие массовые танцевальные номера; ансамбль из танцовщиков и танцовщиц, в ба...

5 класс. Микалоюс Константинас Чюрлёнис

Творчество выдающегося литовского художника, композитора,  поэта Микалоюса Константинаса Чюрлёниса – яркое явление в искусстве начала 20 века. Чюрлёнис прожил короткую жизнь. Он умер, когда ему не было и 36 лет. Его биография могла бы уложиться в несколько строчек: постоянные бедствия, нищета, непонимание, болезнь, ранняя смерть, посмертная слава. Но за короткий срок, отпущенный ему судьбой, Чюрлёнис успел сделать очень многое. Он создал свой собственный мир в искусстве.  Наследие Чюрлёниса  ещё не исследовано и не объяснено до конца. Содержание его произведений нередко  получает разное, даже противоположное толкование. Одни называют Чюрлёниса  предтечей абстракционизма, усматривают прямое воздействие Чюрлёниса на Кандинского.  Другие считают, что своим творчеством Чюрлёнис подготовил развитие русского  авангардизма.  Картины, которые Вы увидите в видеоролике, имеют выразительные, "говорящие" названия: ДРУЖБА, ИСТИНА, ТИШИНА, ЗНАКИ ЗОД...